Главная » Обслуживание авто » Обязанности пешехода. Правила дорожного движения

Обязанности пешехода. Правила дорожного движения

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки

1.14.1

1.14.2

обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.

Сразу же расставим приоритеты: участником дорожного движения может быть только физическое лицо, человек. Не стоит путать: транспортное средство не может быть участником. Только человек способен иметь права и нести обязанности в рамках норм, регулирующих дорожное движение.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В данном определении дается полный, исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать в дорожном движении.

Иными словами, каждый из нас в рамках дорожного движения может быть либо водителем, либо пассажиром, либо пешеходом.

Водитель

Самым главным, основным участником движения считается водитель. Именно на нем лежит основной груз ответственности по соблюдению ПДД и обеспечению безопасности на дороге. Поэтому те, кто считает, что Правила существуют преимущество для водителя, практически не ошибаются.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Водитель, таким образом, представляется нам в своих трех основных проявлениях.

1. Водитель транспортного средства .

Это классический и наиболее распространенный случай. Лицо, управляющее любым ТС (велосипедом, мопедом, мотоциклом, автомобилем и пр.), считается водителем.

Львиная доля ПДД регламентирует именно деятельность водителя ТС. Именно для него создан специальный раздел 2 ПДД, который так и называется – «Общие обязанности водителя».

Кстати, до сих пор дискутируется вопрос о статусе водителя. Является ли он таковым, если ставит автомобиль на стоянку и уходит по своим делам?

Нам представляется, что является. Это, конечно, не бесспорно. Но в противном случае, почему же и за что его штрафуют при нарушении правил остановки или стоянки? Человек же не управляет своим ТС, как это озвучивается определение?

Поэтому, нам кажется, не стоит цепляться за букву закона — «лицо, управляющее» ТС. Иначе после остановки сотрудником ГИБДД, это самое «лицо», выйдя из ТС, перестает им управлять и формально может отказаться от представления документов инспектору. Ведь оно («лицо») теперь уже не является «лицом, управляющим» ТС?

Перед нами – типичный пример пробела в праве. И таких примеров в тексте ПДД огромное количество. Поэтому мы и предлагаем при подобных юридических коллизиях призывать на помощь здравый смысл.

2. Водитель – погонщик животных .

Это второе проявление водительской сущности. Вьючные или верховые животные, а также стадо, двигающиеся в пределах дороги, должны сопровождаться водителем. Именно водителем – пастухом, чабаном и пр.

Именно такой водитель отвечает за безопасность движения и несет ответственность в том момент, когда его «подопечные» пересекают проезжую часть или двигаются по дороге.

3. Водитель – инструктор по вождению .

При обучении вождению мы можем столкнуться, на первый взгляд, с парадоксом: за рулем – курсант, но водителем он не является!

А ничего удивительного. Согласно ПДД, водителем является именно инструктор, который и отвечает за безопасность движения и строгое соблюдение курсантом норм ПДД. И, к сожалению, за нарушения, допущенные его подопечным.

Пассажир

Транспортное средство, как мы выяснили ранее, существует для перевозки пассажиров и различных предметов (грузов, оборудования). Остановимся на пассажире – еще одном участнике дорожного движения. Его поведение регламентировано 5-м разделом ПДД.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Из всей этой тирады ясно одно: пассажир считается таковым до тех пор, пока находится в ТС. Но при этом он не является водителем.

Многие несведущие пассажиры полагают, что не могут быть подвергнуты юридической ответственности за нарушение норм ПДД. Это ошибка. К примеру, отказ от использования ремня безопасности (при их наличии в ТС) является основанием для административной ответственности пассажира.

Пешеход

Проблема пешехода – самая животрепещущая, самая актуальная в практике дорожной безопасности. Наезды на пешеходов (независимо от того, где они происходят, — на пешеходной переходе или вне него) являются весьма частым явлением.

Отчасти в таком состоянии дел виноваты сами пешеходы, напрочь игнорирующие нормы 4-го раздела Правил, которые говорят об обязанностях пешеходов. Самое популярное заблуждение – это слепая вера в безоговорочную правоту пешехода на пешеходном переходе. Эту убежденность намеренно и целенаправленно культивируют СМИ, Интернет, невзирая на имеющиеся обязанности пешехода, зафиксированные в ПДД.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Пешеход – наиболее массовый участник дорожного движения. И поэтому четкое определение и уяснение его статуса является делом принципиальным.

1. Пешеход должен обозначить факт своего присутствия на дороге (тротуаре, проезжей части, обочине и пр.), а также на пешеходной (или велопешеходной) дорожке.

Иными словами, если лицо не находится на данных участках, то оно и не будет считаться пешеходом.

2. К пешеходам причисляется ряд лиц, которые перемещают небольшие транспортные средства без их непосредственного использования, а также передвигающиеся на инвалидной коляске без двигателя.

Например, пешеходы могут вести мотоцикл, мопед, велосипед, а также перемещать детскую коляску, санки, тележку и т.п.

4. Лица, выполняя свои рабочие функции, профессиональные обязанности в пределах дороги, не будут считаться пешеходами.

К ним чаще всего относятся:

б) работники ГИБДД.

Таким образом, пешеходом мы называем участника дорожного движения, который находится в пределах дороги, пешеходной, велопешеходной дорожки и использует их именно для движения без использования транспортного средства, а не для выполнения своих профессиональных функций.

Регулировщик

Регулировщик не является участником дорожного движения . Как бы это и не выглядело парадоксально, но это факт. Регулировщик является лицом, в чьи профессиональные обязанности входит регулирование дорожного движения. Получается, что это – некий профессиональный статус, призванный следить за безопасностью на дороге.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Говоря о регулировщиках, мы чаще всего подразумеваем именно инспектора ДПС – . В принципе, в подавляющем количестве случаев так оно и есть.

Определить регулировщика несложно: согласно ПДД, он должен быть в специальной форменной одежде.

В его оснащение входят также и средства регулирования – жезл, диск с красным световозвращательным элементом, свисток (для привлечения внимания участников движения) или устройство громкоговорящей связи.

Регулировщик должен иметь удостоверение, которое он обязан предъявлять по требованию водителя. Для инспектора ДПС существует еще одно требование: на его груди должен находиться специальный отличительный знак с персональным номером.

К регулировщикам, помимо работников ГИБДД, приравниваются и иные должностные лица, которых Правила наделяют полномочиями по регулированию дорожного движения.

1. Регулировщики — работники ВАИ (военной автомобильной инспекции) .

При движении по дорогам военных колонн сотрудники ВАИ осуществляют контроль за безопасностью движения. Регулирование движения имеет целью беспрепятственный проезд, прежде всего, транспортных средств вооруженных сил. И в этих условиях рядовые водители обязаны выполнять требования таких регулировщиков.

2. Регулировщики — дежурные по переезду .

Для четкой организации движения и обеспечения максимальной безопасности проезда транспорта через железнодорожные пути на наиболее загруженных ж/д переездах задействуются специальные должностные лица – дежурные по переезду. На таких регулируемых переездах дежурные работают в круглосуточном режиме.

Подобная практика позволяет добиться повышенной безопасности. В случае несрабатывания автоматической сигнализации на переезде регулировщик (дежурный по переезду) блокирует выезд транспортных средств на железнодорожные пути.

Тема: Пешеход. Кто такие пешеходы?

Цель: Создать условия для развития у младших школьников знать и соблюдать правила дорожного движения..

Задачи:

    1. Повторить знания учащихся по ПДД; названия и обозначение дорожных знаков. Сформировать у обучающихся представление об организации движения пешеходов и транспортных средств на дорогах.

    2. Развивать память; логическое мышление, речь, обогащать словарный запас и расширять детский кругозор. Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.

    3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни, воспитывать чувство дисциплинированности.

Оборудование: песня "Чему учат в школе", "Памятки пешеходам".

Ход мероприятия.

Итак, чтобы наше путешествие было увлекательным и безопасным необходимо хорошо знать и строго соблюдать ПДД. Сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения и о «ловушках» на дорогах, т.е.о тех опасностях, которые нас подстерегают на дорогах и что необходимо делать, чтобы не попасть в эти «ловушки».

На нашей прекрасной

Зелёной планете

Есть город волшебный,

В котором все дети

Живут самой дружной семьёй.

Здесь дети ходят по дорогам.

По улицам и переходам.

Их называют круглый год

Красивым словом ............................( ПЕШЕХОД).

Объясните, ребята, кто такой пешеход?

- Ребята, а существуют ли правила для пешеходов?

Их не только надо хорошо знать, но и соблюдать.

Эти правила нужны,

Эти правила важны.

Знать их все должны без исключения

Твёрдо их запоминайте

И почаще повторяйте -

Правила дорожного движения.

Обязанности пешехода.

Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ним невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.

Группы детей могут ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам, а если их нет - по обочинам в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Переходить дорогу пешеходы должны по подземным или надземным пешеходным переходам, либо в местах, обозначенных разметкой или знаками. На участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, пешеходы должны переходить дорогу на перекрестках по линии тротуара или обочины, а между перекрестками - только под прямым углом в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. Переходя дорогу, нельзя останавливаться на проезжей части. Если пешеходы не успели закончить переход, то следует остановиться на «островке безопасности».

При приближении специальных транспортных средств пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части.

    Почему опасно играть у дороги?

    Что такое тротуар?

    Где надо ходить по улицам, где нет тротуаров?

    Почему внезапное появление на дороге может быть опасным?

    Зачем на улицах и дорогах устанавливают дорожные знаки?

Кроссворд.

    Человек, управляющий движением на перекрёстке или пешеходном переходе.

    Часть дороги, выделенная для пешеходов и приподнятая над проезжей частью.

    Место пересечения дорог, на котором вы должны переходить дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода.

    Он бывает подземный, наземный и надземный.

    Животное, название которого присвоили пешеходному переходу.

6. Трёхцветный регулировщик движения.

7. Она расположена рядом с проезжей частью дороги.

Игра: « Раз, два, три»

Ведущий:

Знаем правила движенья,

Как таблицу умножения!

(дети повторяют)

Ведущий:

Раз, два, три, быстро повтори!

Всем сигналам светофора

Подчиняемся без спора.

(дети повторяют)

Ведущий:

Раз, два,три, быстро повтори!

Свет зелёный говорит:

« Проходите! Путь открыт».

Ведущий:

Раз, два, три, быстро повтори!

Желтый свет – предупрежденье:

Приготовиться к движенью!

Ведущий:

Раз, два, три, быстро повтори!

Красный свет нам, как запрет

Говорит: « Дороги нет!»

(дети повторяют)

Каковы обязанности пешеходов?

Что запрещается пешеходам?

Памятка пешехода

    Никогда не перебегайте улицу перед близко идущим транспортом.

    Не играйте в снежки, футбол на тротуарах и проезжей части улицы, дорогах. Это очень опасно.

    Не катайтесь на санках, лыжах и коньках по улицам и дорогам.

    Детям разрешается ходить только по тротуарам, пешеходным дорожкам, при отсутствии - по обочине.

    Если вы идёте по дороге, улице тротуару группой (более 4 человек), не растягивайтесь на всю ширину улицы.

    Если нет тротуара, и вы идёте по обочине, то можно идти только с правой стороны, навстречу движению транспорта.

Переходя улицу, следите за сигналами светофора.

Стой! Командует пешеходу красный сигнал.

Внимание! Приготовиться! Сейчас разрешу переходить улицу!- означает жёлтый сигнал.

Путь свободен! Идите!- это команда зелёного сигнала.

Светофор:

Красный, жёлтый и зелёный –

Очень яркие цвета

Каждый цвет определённый

Смысл имеет неспроста.

Если свет зажёгся красный,

Значит – двигаться опасно.

Жёлтый свет – предупреждение,

Жди сигнала для движения.

Свет зелёный говорит:

« Проходите! Путь открыт!

Мы зря времени не теряли

И многое о Правилах узнали.

Я совет вам дать хочу хороший:

Выучите все без промедления

Правила дорожного движения

Будет жизнь тогда прекрасней

И дорога безопасней.

Песня на мотив « Чему учат в школе»

Буквы разные писать

Тонким пёрышком в тетрадь

Как по улице ходить

Как её переходить,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Чтоб трёхглазый светофор

С нами не затеял спор,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Как по улице ходить,

Как воспитанными быть.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Рассказ Пети Светофорова

МЫ – ПЕШЕХОДЫ.

Теперь мы будем ходить в роли пешехода. Быть пешеходом совсем нелегкое дело. Я имею в виду – хорошим, добросовестным, дисциплинированным пешеходом, таким, который не создаёт никаких помех ни для машин, ни для людей.

Но ведь ходить совсем нетрудно,-могут сказать некоторые ребята. Иди себе по тротуару, а машины пусть бегут по мостовой. А как вы ходите из школы домой?

Очень просто. Мы всегда возвращаемся домой группой. Нам весело, шутим, смеёмся…….

И мешаете остальным прохожим. Почему это?

Вот вы идёте с ребятами по тротуару группой. А это делать нельзя. Когда вы идёте группой. то занимаете большую часть тротуара. А как поступать людям, идущим навстречу или желающим обогнать вас? Им надо сходить с тротуара на проезжую часть. А это очень опасно. Ведь водители не рассчитывают, что пешеходы станут сходить на мостовую. Может произойти несчастье.

Кто ответит как идти по тротуару?

Запомните: Пешеходы должны всегда придерживаться правой стороны.

Задание «Проверь себя» . Каждый ученик выполняет самостоятельно.

Если ты согласен,

в клеточках ставь “да”, если не согласен “нет”

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.

После выполнения задания вместе с классом разбирают вопросы.

Итог:

Знать правила дорожного движения должен каждый взрослый и каждый ребенок. Никогда не нарушайте их. Тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

Чтобы не волновались ваши родители – будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.

Пешеход - это полноценный участник дорожного движения. Права и обязанности у него свои, наряду с любым автомобилистом. Какие именно? Это важно знать всем, ведь независимо от того, есть у вас машина или нет, пешеходом приходится бывать каждому из нас. Какие же существуют правила при движении на дорогах, тротуарах и пешеходных переходах?

Водитель и пешеход

В правилах дорожного движения водителем является любое лицо, управляющее транспортным средством или обучающее управлению таковым. Пешеходом, в свою очередь, называется лицо, которое находится на дороге, то есть вне транспортного средства. Конечно, рабочие по ремонту дорог к пешеходам не относятся. Зато ими считаются люди в инвалидных креслах (не оснащенных двигателями). Если водитель ведет по обочине велосипед или мотоцикл, он тоже является пешеходом.

Разница между определениями «управлять транспортным средством» и «вести транспортное средство», как видите, весьма велика. Если человек едет на велосипеде, на него распространяются правила как на водителя. А с того момента, как он покинет велосипедное седло и пойдет пешком, ведя свой транспорт в руках, на него будут распространяться обязанности пешехода.

Однако и водитель, и пешеход - полноценные участники дорожного движения.

Где и как должен двигаться пешеход?

В процессе движения пешеходы должны находиться на специально отведенных участках - пешеходных дорожках или тротуарах. Если дорога ими не оборудована, можно идти по обочине. Край проезжей части - место нежелательное для движения пешеходов, но есть исключения. Например, если человек сидит в инвалидном кресле или везет громоздкий предмет.

Где ни в коем случае пешеходам нельзя находиться, так это на середине дорожного полотна или у разделительной полосы. Это запрещено правилами дорожного движения и просто опасно для жизни человека.

Движение пешеходов допустимо по направлению, противоположному движению транспортных средств. Если пешеход ведет велосипед или мотоцикл, он движется по ходу транспорта.

Переход проезжей части

Рано или поздно в процессе движения наступает необходимость перейти дорогу. Этому пункту в ПДД уделен целый раздел.

Самым надежным и безопасным способом пересечь проезжую часть является специально оборудованный переход - подземный или наземный. Правда, такие имеются далеко не везде. Если перехода нет, допустимо пересекать дорогу на перекрестке, по линии обочины или тротуара. Если же поблизости нет и перекрестка, можно выбрать хорошо просматривающийся в обе стороны участок дороги и перейти его под прямым углом.

В местах с регулируемым движением светофор или регулировщик подскажут, где именно пересечь дорожное полотно. Если же переход нерегулируемый, в обязанности пешехода перед началом движения входит удостовериться в безопасности пересечения дороги и отсутствии помех для себя и других участников движения.

Осуществляя переход, нельзя задерживаться и создавать препятствия для движения других. Если перейти дорогу вовремя не удалось, например, загорелся красный свет светофора, необходимо остановиться на разделительной линии полотна и подождать разрешающего сигнала.

В любом случае строго запрещается переходить дорогу, если приближается специальное транспортное средство, оснащенное звуковыми и световыми сигналами, например скорая помощь.

Чего еще нельзя делать на переходе?

  • Нельзя выбегать на дорогу.
  • Нельзя переходить проезжую часть, если к месту перехода подъезжает машина, как бы медленно она ни двигалась. Ведь можно не заметить следующий за ней автомобиль, водитель которого может не заметить вас.
  • Нельзя выходить на дорогу из-за препятствия (например, стоящего автомобиля), которое опять же помешает водителю вас заметить.

Помните, что пешеход - это самый уязвимый участник ПДД. Если переход осуществляется без специально оборудованного перехода, то и преимущества у него перед водителем нет. На пешеходном переходе водитель обязан уступить дорогу пешеходу, а вот без такового - увы. Так что постарайтесь не совершать необдуманных действий и обеспечить собственную безопасность.

Права пешеходов

Поскольку пешеход - это тоже участник ДД, у него есть свои права. Например, при конфликте с инспектором пешеход имеет право:

  • Не соглашаться с мнением сотрудника ДПС.
  • Иметь свою позицию и отстаивать ее в протоколе.
  • Не подписывать протокол, мотивируя это собственными соображениями.
  • Жаловаться на действия сотрудников ГИБДД в вышестоящие инстанции и т. п.

Помня правила для пешеходов, важно учитывать, что именно они - наиболее уязвимая категория, по сравнению с водителями транспортных средств. Если для последних ДТП может пройти без последствий, то для пешехода любое, даже самое легкое происшествие - это повышенный риск с плачевными последствиями.

Штрафные санкции для пешеходов

Пешеход и пешеходный переход - отдельный пункт в правилах дорожного движения. Недаром ему уделяется так много внимания, ведь далеко не все пешеходы переходят дорогу аккуратно и в положенных местах. Отсюда угроза порядку на дороге, жизни и здоровью других участников дорожного движения. Какие последствия грозят за несоблюдение ПДД?

Водитель, совершив административное правонарушение на дороге, обязательно столкнется со штрафами и наказаниями. Их список достаточно широк и регулируется специальным кодексом. В свою очередь, «пешеход и дорога» - раздел гораздо более лояльный и ограничивается лишь легкими санкциями:

  • 500 рублей - именно столько придется заплатить за переход дороги в неположенном месте или при красном сигнале светофора.
  • 1000 рублей - если плюс ко всему перечисленному действия пешехода вызвали помехи для прочих участников движения.
  • 1500 рублей - штраф за неправомерные действия пешехода, повлекшие за собой дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был причинен легкий вред здоровью.

А как в реальности обстоит дело со штрафами?

Нужно сказать, что на самом деле встретить инспектора, выписывающего штраф пешеходу за переход в неположенном месте - большая редкость. Хотя это вовсе не значит, что все пешеходы аккуратные и соблюдают ПДД. Нарушителей ничуть не меньше, чем водителей автотранспортных средств.

Подобная ситуация уже не раз обсуждалась в нашей стране. Предлагалось ужесточить правила для пешеходов, увеличив наказание в денежном эквиваленте. Тогда и инспекторы будут следить за порядком тщательнее, и сами пешеходы не станут «бросаться под колеса». Однако до сих пор подобная инициатива развития не получила, а штрафы для пешеходов и устные предупреждения так и остаются в виде лишь однодневных акций «Осторожно, пешеход!».

Пешеход - это заведомо более слабая сторона, по сравнению с водителем автомобиля. А значит, он гораздо больше должен быть заинтересован в соблюдении ПДД. Зная свои права и обязанности как пешехода, вы повысите безопасность на дороге и сможете предотвратить неприятные последствия.

Что такое "пешеход"?

Все мы пешеходы. Передвижение пешком - основной и наиболее распространенный вид передвижения во всех общественных группах, во всех странах мира.

Ходьба как форма передвижения человека существовала всегда и была основным средством перемещения человечества многие тысячи лет. Первые люди вышли из Африки около 60 тысяч лет назад и заселили большую часть суши, не имея никаких вспомогательных средств передвижения. Но потребность дать формальное определение такому, казалось бы, простому понятию, как пешеход, появилась лишь недавно, когда пешеход стал рассматриваться как участник дорожного движения.

На интуитивном уровне вполне понятно, о ком идет речь, когда говорят о пешеходах. Пешеходом на дороге обычно принято называть любого человека, который осуществляет передвижение пешком. Но при переходе от обыденной терминологии к юридической возникают разные формулировки и трактовки.

В правилах дорожного движения (ПДД) РФ дается следующее определение:

«Пешеход» - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Под словами «…ведущие велосипед, мопед, мотоцикл …» имеется в виду передвигание, перекатывание или толкание.

В докладах ВОЗ посвященных безопасности дорожного движения можно найти два следующих определения:

«Пешеход» – это любое лицо, которое передвигается пешком как минимум часть своего пути. В дополнение к обычным пешим прогулкам, пешеход использует различные средства передвижения, такие как инвалидные коляски, мопеды, мотоциклы, вспомогательные приспособления для ходьбы, трости, скейтборды и роликовые коньки. Он имеет право переносить предметы в различных количествах, держать их в руках, привязывать сзади, на голове, закреплять на плечах, или подталкивать/вести рядом с собой (тащить за собой). Лицо также рассматривается как пешеход, когда бежит, гуляет, сидит или лежит рядом с проезжей частью .

«Пешеход» - лицо, идущее пешком, толкающее или держащее велосипед, детскую коляску или прогулочную коляску, ведущее или пасущее животных, едущее на игрушечном велосипеде, роликовых коньках, скейтборде или лыжах, исключая лиц, находящихся в процессе посадки в транспортное средство и выхода из него .

Еще одно определение дано в международной классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ 10), которая действует в России и на которой базируется медицинская статистика:

«Пешеход» – любое лицо, причастное к несчастному случаю, которое в момент происшествия не находилось в моторном транспортном средстве, поезде, трамвае, гужевом транспортном средстве или другом транспортном средстве, на велосипеде или верхом на животном. Включены лица: меняющие покрышку колеса, занятые наладкой мотора средства передвижения, передвигающиеся пешком и пользующиеся пешеходным средством передвижения, таким как: детская коляска, коньки, прогулочная детская коляска, багажная тележка, к аталка, ролики, роликовая доска, лыжи, сани, кресло на колесах с мотором.

Приведенные определения дают общее представление о пешеходе, как участнике дорожного движения. В зависимости от определения формируется и отчетность различных ведомств. Если определения разные, то и статистические данные, собираемые различными ведомствами, будут отличаться, что в целом характерно для России.

Впрочем, ситуация со статистикой не безупречна и в других странах. Корректная статистика очень важна для темы нашей статьи - анализа рисков для здоровья и жизни, связанных с самим статусом пешехода. Между тем сейчас характеристики погибших или травмированных пешеходов значительно варьируют между странами, а также между районами одной и той же страны, что затрудняет сбора, анализ и сопоставление конкретной информации, относящейся к данной местности, понимание масштабов проблемы на общегосударственном или местном уровне.

В России имеется довольно подробная статистика ГИБДД, она дает определенное представление о ситуации в стране, но на ее основании можно проанализировать далеко не все. Нельзя, например, изучить влияние возрастного состава пострадавших, определить их гендерные различия. Для того чтобы расширить статистические возможности исследования, в данной статье для анализа привлечены данные медицинской статистики о смертности пешеходов, которыми располагает Росстат.

Эти данные аккумулируют в себе информацию из свидетельств о смерти. В них фиксируется информация о регионе смерти, типе населенного пункта (город, село), дате смерти (год, месяц, число), возрасте и поле умершего. Поскольку в данном случае речь идет о внешней причине смерти, она фиксируется дважды - по девятнадцатому и двадцатому классам МКБ 10.

Медицинское определение «пешехода» шире, чем определение, данное в ПДД, поэтому оно дает большую вариативность по видам летальных случаев при регистрации причин смерти. Такая вариативность позволяет точнее определить, какие пешеходы погибли в ДТП, а какие - в других видах транспортных несчастных случаев. К тому же понятие «дорожно-транспортное происшествие» в МКБ 10 и ПДД разные, что также вносит различия в ведомственную статистику. Некоторые риски и проблемы, связанные с пешеходами, не всегда включаются в определение ДТП и поэтому не учитываются в официальных данных о несчастных случаях на дорогах: в качестве примеров можно назвать помехи в движении, падения, поскальзывания, спотыкания, укусы животных и угрозу личной безопасности. О данных рисках тоже не нужно забывать, ведь они могут приводить к тяжелым травмам и к смертельным исходам.

При анализе пешеходной смертности нами использовались следующие рубрики кодов МКБ 10: V02-V04, V09.

В рубрике V02 учитываются пешеходы, пострадавшие при столкновениях с двух- или трехколесным моторным транспортным средством. Рубрика V03 содержит информацию о пешеходах, пострадавших при столкновении с легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями типа пикап или фургонами. В рубрике V04 учитываются пешеходы, пострадавшие при столкновениях с тяжелым грузовым транспортом и автобусами.

В перечисленных рубриках существует уточняющий третий знак кода, который характеризует место происшествия. Он может принимать значение 0, указывая на недорожный несчастный случай, 1 - дорожный несчастный случай и 9 - несчастный случай, не уточненный как дорожный или недорожный.

Рубрика V09 включает пешеходов, пострадавших в результате других и неуточненных транспортных несчастных случаев. В данной рубрике также используется уточнение, в форме третьей цифры кода, которая может принимать следующие значения:

  • 0 - пешеход, пострадавший в недорожном несчастном случае, связанном с другими и неутонченными мототранспортными средствами;
  • 1 - пешеход, пострадавший в результате неуточненного недорожного несчастного случая;
  • 2 - пешеход, пострадавший в результате дорожного несчастного случая, связанного с другими и неуточненными мототранспортными средствами;
  • 3 - пешеход, пострадавший в результате неуточненного дорожного несчастного случая;
  • 9 - пешеход, пострадавший в результате неуточненного транспортного несчастного случая.

В других рубриках V01,V05,V06 указываются пешеходы, погибшие при столкновениях с велосипедами, рельсовым транспортом и другим немоторным транспортным средством. По рекомендации ВОЗ, данные рубрики не относятся к категории дорожно-транспортных происшествий.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта